Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [2]

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Пятница, 03.05.2024, 08:44
Приветствую Вас Гость | RSS
Матвеева Инга Михайловна
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Оценивание знаний учащихся

Оценивание знаний учащихся

*       Основными функциями оценивания знаний учащихся являются:

  • Контролирующая - определяет уровень достижений каждого ученика, готовность к усвоению нового материала, что позволяет учителю соответственно планировать и излагать учебный материал;
  • Учебная - способствует повторению, уточнению и углублению знаний, их систематизации, совершенствованию умений и навыков;
  • Диагностико-корректирующая - выясняет причины трудностей, возникающих у ученика в процессе обучения; обнаруживает пробелы в усвоенном, вносит коррективы, направленные на их устранение;
  • Стимулирующее-мотивационная - формирует положительные мотивы обучения;
  • Воспитательная - способствует формированию умений ответственно и сосредоточенно работать, применять приемы контроля и самоконтроля, рефлексии учебной деятельности.

При оценке знаний учащихся должны учитываться:

  • Характеристики ответа ученика: правильность, логичность, обоснованность, целостность;
  • Качество знаний: полнота, глубина, гибкость, системность, прочность;
  • Сформированность общеучебных и предметных умений и навыков;
  • Уровень владения умственными операциями: умение анализировать, синтезировать, сравнивать, абстрагировать, классифицировать, обобщать, делать выводы и т.п.;
  • Опыт творческой деятельности (умение выявлять проблемы и разрешать их, формулировать гипотезы);
  • Самостоятельность оценочных суждений.

Характеристики качества знаний взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга.
Полнота знаний - количество знаний, определенных учебной программой.
Глубина знаний - осознанность существующих связей между группами знаний.
Гибкость знаний - умения учащихся применять полученные знания в стандартных и нестандартных ситуациях; находить вариативные способы использования знаний, умение комбинировать новый способ деятельности с уже известными.
Системность знаний - осознание структуры знаний, их иерархии и последовательности, т.е. осознание одних знаний как базовых для других.
Прочность знаний - продолжительность сохранения их в памяти, воспроизведение их в необходимых ситуациях.
Знание является составной умений учащихся действовать. Умения проявляются в различных видах деятельности и подразделяются на умственные и практические.
Навыки - действия доведены до автоматизма в результате выполнения упражнений. Для сформированных навыков характерны быстрота и точность воспроизведения.
Ценностные отношения выражают личный опыт учащихся, их действия, переживания, чувства, которые проявляются в отношениях к окружающему (людей, явлений, природы, познания и т.д.). В контексте компетентностей образования это проявляется в ответственности учащихся, стремлении закреплять позитивные достижения в учебной деятельности, росте требований к своим знаниям.

Названные выше ориентиры положены в основу 5 уровней знаний учащихся: низкого, удовлетворительного, среднего, достаточного и высокого.

Работа в группах

Какую отметку вы поставите ученику? Выберите карточку с характеристикой учебных достижений и оцените ученика.

№ п/п

Уровни учебных достижений учащихся

Уровни усвоения учебного материала

Балл

1

Низкий (рецептивный)

Узнавание

1-2

2

Удовлетворительный (рецептивно-репродуктивный)

Неосознанное воспроизведение

3-4

3

Средний (репродуктивно-продуктивный)

Воспроизведение на уровне понимания

5-6

4

Достаточный (продуктивный)

Применение знаний в знакомой ситуации

7-8

5

Высокий (продуктивный, творческий)

Применение знаний в знакомой ситуации

9-10


Они определяются по следующим характеристикам:

Первый уровень - низкий. Ученик различает объекты изучения,  воспроизводит незначительную часть учебного материала.

Второй уровень - удовлетворительный .Ученик имеет нечеткие представления об объекте изучения, воспроизводит часть учебного материала, с помощью учителя выполняет элементарные задачи.
Третий  уровень - средний. Ученик воспроизводит основной учебный материал, выполняет задания по образцу, обладает элементарными умениями учебной деятельности.
Четвертый  уровень - достаточный. Ученик знает существенные признаки понятий, явлений, связи между ними, умеет объяснить основные закономерности, а также самостоятельно применяет знания в стандартных ситуациях, обладает мыслительными операциями (анализом, абстрагированием, обобщением и т.д.), умеет делать выводы, исправлять допущенные ошибки . Ответ ученика правильный, логичный, обоснованный, хотя ему не хватает собственных суждений.
Пятый  уровень - высокий. Знания ученика являются глубокими, прочными, системными; ученик умеет применять их для выполнения творческих заданий, его учебная деятельность отмечена умением самостоятельно оценивать различные ситуации, явления, факты, выявлять и отстаивать личную позицию.
           Каждый следующий уровень требований вбирает в себя требования к предыдущему, а также добавляет новые характеристики. Критерии оценки знаний реализуются в нормах оценок, которые устанавливают четкое соотношение между требованиями к знаниям, умениям и навыкам, которые оцениваются, и показателем оценки в баллах.

Работа в группах

Существует такая проблема как низкая накопляемость отметок. Определите максимальное количество работ, которые могут способствовать накопляемости отметок.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед обучающимся динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач.                                         Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также способы устранения недочетов и ошибок.

ОЦЕНИВАНИЕ УЧАЩИХСЯ

ПРИЕМЫ

ФОРМУЛА   ПРИЕМА

Оценка—не отметка

Учитель отмечает вслух или жестом (главная цель оценки—стимулировать познания)

Знакомство с критериями оценки

Учитель знакомит с критериями, по которым выставляются отметки (мало того, что учитель оценивает справедливо, надо, чтобы и ученик был с ним согласен)

Своя валюта

На уроках вводится своя  «денежная»  единица.

Литература

 

1. Дрантусова Н.В., Князев Е.А. Оценка качества как необходимый элемент (этап) управления в высшем образовании.

2.    Словари терминов

3. По материалам: Калмыкова И.Р. "Методика подготовки учащихся к экзаменационному реферату", газета “Русский язык №16 (232), апрель 2000

4. По материалам: Гиндин С.И. Назвав вторичным, не обращайся как с первичным (Несколько соображений о статье И.Р. Калмыковой)

5.  По материалам: И.Р. Калмыкова «Портфолио как средство самоорганизации и саморазвития личности», Статья напечатана в журнале "Образование в современной школе"

6. Пинский А.А. «Рекомендации по построению различных моделей «портфолио» учащихся основной школы».

Категория: Мои статьи | Добавил: магиня (06.10.2014)
Просмотров: 1706 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024