Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [2]

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Пятница, 03.05.2024, 16:22
Приветствую Вас Гость | RSS
Матвеева Инга Михайловна
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Модульная система обучения

Модульная система обучения.

Модуль – это логически завершенная часть (тема, раздел) курса, которая заканчивается контролем.

Модуль – это объем знаний, умений для выполнения логически завершенной части работы, имеющей определенную частную цель. При использовании модульной технологии нет необходимости заставлять учащихся слушать учителя, насильно «вести за руку» при решении задач и выполнении упражнений.

Что представляют собой модули?

Во-первых, в содержании каждого модуля должна просматриваться интегрированная цель освоения содержания всего учебного материала.

Во-вторых, каждый модуль должен обеспечивать достижение одной или нескольких дидактических целей.

В-третьих, модули, целостные и законченные, должны быть автономными и допускать пересмотр и обновление, а также дополнение любого из них независимо друг от друга.

В-четвертых, содержание модулей должно подчиняться логике мыслительной или практической деятельности.

В-пятых, в целях развития творческого профессионального мышления содержание учебного материала модулей должно излагаться на основе проблемного подхода к усвоению знаний.

В-шестых, содержание модулей и методические руководства по их усвоению могут варьироваться в зависимости от способностей, способов усвоения и уровня подготовленности обучаемых. Модульное обучение требует деловых отношений сотрудничества преподавателя и учащегося.

Выделение из содержания учебного материала модулей в некоторой степени аналогично делению учебного материала на шаги (порции). Модули могут быть как взаимосвязанными, так и самостоятельными, их объем предполагает неограниченное содержание, но при этом непременно должен обеспечивать достижение деятельностной дидактической цели.

Преимущества модульного обучения:

Вариативность структуры модуля

Направленность на формирование мобильности знаний, гибкость методов

Разнообразие форм и методов обучения.

Сокращение учебного времени без ущерба для глубины и полноты знаний.

Эффективная система контроля знаний.

В модуле четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения данного модуля, названы навыки и умения, которыми должен обладать учащийся.

В модульном обучении все заранее запрограмировано:

последовательность учебного материала;

перечень основных понятий, навыков, умений, которыми необходимо овладеть;

уровень усвоения;

контроль качества усвоения.

Число модулей зависит как от особенностей самого предмета, так и от желаемой частоты контроля.

Модуль содержит познавательную и учебно-профессиональную части:

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первая формирует теоретические знания, вторая – профессиональные умения и навыки на основе приобретенных знаний. Соотношение теоретической и практической части модуля должно быть оптимальным.

В систему модульной технологии должен быть положен принцип системности, предполагающий:

системность содержания, т.е. то необходимое и достаточное знание, без наличия которого ни дисциплина в целом, ни любой из ее модулей не могут существовать;

чередование познавательной и учебно-профессиональной частей модуля, обеспечивающее алгоритм формирования познавательно-профессиональных умений и навыков;

системность контроля – логически завершающего каждый модуль, приводящая к формированию способностей, обучаемых трансформировать приобретенные навыки и профессиональные умения.

Контроль по модулю может быть: содержательным, деятельностным либо содержательно-деятельностным (изучение материала, выполнение эксперимента, решение задач)

 

Контроль по модулю

 

                               Содержательный                                  Деятельностный

 

В конце каждого модуля должно проводится контрольное мероприятие. Это могут быть тесты, контрольные работы, защита лабораторной работы, защита рефератов и др.

Итоговые формы контроля знаний – экзамен или зачет.

 

Модульное обучение, как современная педагогическая технология, получила большое распространение в педагогике. У истоков этой технологии стоят Сенновский И.Б., Третьяков П.И., Шамова Т.Н., Юцявичене П.А.

Особое значение модульное обучение приобретает в условиях развивающего обучения, когда на передний план выдвигаются субъект -субъектные отношения.

Модульная технология предполагает паритетные отношения преподавателя и учащегося, активную работу на уроке самого учащегося, самопознание, самоконтроль.

На модульном уроке у каждого учащегося имеется модуль - своеобразный план работы учащегося на уроке. Этот модуль помогает ответить учащемуся на главные вопросы: «Чему он научится на уроке? Что ему нужно выполнить, чтобы понять тему урока?»

Модуль - это целевой функциональный узел. В модуле четко просматривается:

-учебная цель урока;

-мотивация на учебную деятельность (проводится в виде тестов, игр, викторин, решения кроссвордов, задач);

 

-большой теоретический блок (лекции, беседы, просмотр видеофильмов, сообщения, рефераты);

-блок контроля (практические и лабораторные работы, решение проблем, заполнение схем).

Обязательно в конце модуля предусматривается рефлексия, которую проводят сами учащиеся, и коррекция знаний, которую организует преподаватель, подводя итоги урока.

При работе в модуле преподаватель применяет различные виды работы: в малых группах, всей группой, индивидуальная работа.

Один из положительных моментов модуля состоит в том, что если цель урока достигнута и материал отработан и понят учащимися, то преподавателю нет необходимости давать домашнее задание. В тоже время учащимся, которые имеют прочные опорные знания и владеют навыками самостоятельной работы, преподаватель может предложить творческие задания повышенной трудности.

Модульная технология предполагает создание модульных программ и модульных уроков.

Модульная программа составляется преподавателем при изучении определенной большой темы. При разработке модуля преподаватель обязательно определяет комплексную цель темы, отбирает содержание всего учебного материала, планирует отработку содержания материала, входной и итоговый контроль, все виды заданий, практических и самостоятельных работ для учащихся.

Целесообразно начинать работу по модульной технологии с разработки отдельного модульного урока.

Алгоритм составления модульного урока следующий:

Формулировка темы урока;

Определение комплексной цели урока;

Разработка содержания урока на учебные элементы (УЭ), определение цели каждого УЭ.

 

Подбор необходимого учебного материала и дополнительной литературы;

Определение способов учебной деятельности учащихся;

Выбор методов и форм урока;

Распечатка модуля урока на бумажной основе для каждого учащегося.

Для лучшего усвоения темы все содержание урока должно быть разделено на несколько учебных элементов, каждому из которых присваивается порядковый номер и определяется конкретная цель.

УЭ – О = определяет главную цель урока.

УЭ – 1 = это подготовка учащихся к работе, это входной контроль,

определяющий базовые знания учащегося на данной теме.

УЭ – 2 = это может быть проверочная работа, лекция, работа с таблицей,

заполнение схемы, тест, описание явления.

УЭ - ... = итоговый контроль, рефлексия.

Особенностями модульного урока являются:

 Обязательная разбивка содержания на учебные элементы.

 Обязательная мотивация.

 Применение самых разнообразных приемов, методов, видов контроля.

 Распечатка модуля для каждого учащегося.

При применении на уроках элементов модульной технологии четко просматривается развитие творческих способностей, как учащегося, так и педагога. Ведь при подготовке даже одного такого урока преподаватель по крупицам прорабатывает каждую деталь урока, подбирает массу нового материала, тщательно продумывает занятость ребят в течение каждой минуты урока, показывает свое знание педагогических приемов. А учащийся имеет целевой план деятельности на уроке, он сам добывает знания, познает новое и сам оценивает свою работу на уроке.

 

Схемно-модульная технология преобразует образовательный процесс так, что учащийся самостоятельно (частично или полностью) обучается по целевой индивидуальной программе.

Учебный модуль включает:

законченный блок информации;

целевую программу действий ученика;

рекомендации учителя по ее успешной реализации.

Схемно-модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения:

по содержанию обучения;

по темпу усвоения;

по уровню самостоятельности;

по методам и способам учения;

по способам контроля и самоконтроля.

Содержание обучения представляется в законных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью. Цель формируется для обучающегося и содержит в себе указание, объем изучаемого содержания и уровень его усвоения. Преподаватель в письменной форме дает ученику советы как рационально действовать.

Изменяется форма общения, реализуется процесс индивидуального  общения учителя с учащимися через модули. Учащийся максимум времени работает самостоятельно, учится самоорганизации и самоконтролю.

Цель схемно-модульного обучения: содействие развитию самостоятельности учащихся, их умению  прорабатывать учебный материал самостоятельно.

Научные идеи таковы:

Учитель может обеспечить самоуправляемый, рефлексивный образовательный  процесс, так как он становится предметом активных действий учащегося, ориентирует его на цель учебной деятельности.

Схемно-модульная технология строится на принципе развивающего обучения: если учащийся выполняет задание с помощью учителя или одногруппника, он находится в зоне своего развития; то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам.

В основании схемно-модульной технологии находится и программированное обучение. Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность, промежуточный   и итоговый контроль – это черты программированного подхода.

Благодаря схемно-модульной технологии можно достичь наилучшего результата  с наименьшей затратой сил, времени и средств.

 

Последовательность действий преподавателя при составлении схемно-модульной программы:

Первый шаг – представление учебного курса как системы:

Преподаватель выделяет стержневые линии всего учебного предмета.

Следующее действие состоит в отборе содержания для каждой группы по каждой стержневой линии.

Отобранный материал сводится в таблицу.

В настоящее время в России идет становление новой образовательной системы.

Для эффективности обучения элементы модульной технологии имеют немаловажное значение.

Ученик имеет возможность самореализоваться, выбрав свой темп учения, и это способствует мотивации учения.

 

План:

1. Почему нужна модульная организация учебного курса для разработки учебно-методического комплекса (УМК)?

2. Что такое учебный модуль?

3. Как построить учебный курс по принципу модульного обучения?

4. Идеи технологии открытого образования по математике. Принципы модульной технологии  (из опыта работы Зориной Л. Г, г. Чита, ПУ -35.)

5. Литература.

 

Модульное обучение и учебно-методический комплекс — это две самостоятельные темы и разработки, каждая из них представляет собой предмет специального рассмотрения. Но в то же время между этими темами есть тесная связь, особо значимая сегодня, в условиях реформирования образования: обе актуальны с точки зрения системного обеспечения учебного процесса в высшей школе, и обе дополняют друг друга.

Модульное обучение, по какой бы дисциплине оно ни осуществлялось, предполагает использование учебно-методических пособий комплексного типа. А создание эффективного учебно-методического комплекса по любой дисциплине требует применения модульной технологии обучения.

I. Почему нужна модульная организация учебного курса для разработки учебно-методического комплекса (УМК)?Предназначение УМК дисциплины состоит, как известно, в том, чтобы обеспечить учебный процесс как целостность по взятой дисциплине, т. е. в единстве: целей обучения, содержания, дидактического процесса, организационных форм обучения.

Лишь при этом условии УМК будет представлять собой комплекс в собственном смысле этого слова — совокупность различных средств обучения, составляющих одно целое.

В состав УМК обычно включают учебник, пособие для преподавателя, практикум, и другие компоненты. Однако этот состав может еще не представлять собой учебно-методического комплекса. Поэтому УМК дисциплины выступает обычно как набор компонентов, относящихся к одному предмету, но не представляет собой единого целого. Этим обусловлена и требующая своего решения основная проблема таких комплексов — несоответствие между предназначением УМК и их действительным состоянием.

Необходим принцип целостности, вытекающий из системного подхода.

Но как связать в единое целое эти элементы в УМК? Что может служить в качестве материального носителя их связи при разработке комплекса? Решение поставленной задачи возможно посредством модульной системы организации учебного процесса, при которой таким носителем станет учебный модуль.

 

II. Что такое учебный модуль?

Остановимся на понятии “учебный модуль”. Оно неоднозначно трактуется в литературе.

Учебный модуль данного вида — это определенная единица обучения, обладающая относительной самостоятельностью и целостностью в рамках учебного курса, поскольку имеет:

свое содержание в виде логически завершенного блока в рамках учебного курса;

собственные цели обучения данному содержанию;

технологическое и методическое “оснащение”, обеспечивающее дидактический процесс в соответствии с целями обучения;

организационные формы обучения, необходимые для дидактического процесса.

Учебный модуль обеспечен также системой контроля за результатом обучения и его оценивания.

Работу над созданием УМК дисциплины целесообразно начинать не с отдельных его компонентов, а с разработки модульной системы организации учебного процесса — построения учебного курса.

III. Как построить учебный курс по принципу модульного обучения?

В соответствии с принципом модульности учебный курс предмета разделяется на определенное количество модулей. Каждый из них характеризуется однотипно: имеет содержание, цели обучения, обеспечивает дидактический процесс в соответствии с целями обучения, “обустроен” в технологическом отношении, а также организационно — “оснащен” необходимыми формами обучения. И завершается изучение каждого модуля проведением итогового (выходного) контроля и коррекцией учебно-познавательной деятельности учащихся.

Исходя из вышеизложенной характеристики модуля, предлагаем примерную модель построения учебного курса.

Последовательность действий построения учебного курса

1. Формирование содержания учебного курса из учебных модулей.

Итак, модуль — это укрупненная, по сравнению с традиционной темой, единица содержания и процесса обучения, логически завершенный блок. Расчленение содержания учебного курса на такие блоки должно соответствовать общей цели изучения этого курса и его логической структуре.

 

Содержание курса сформировано из учебных модулей. А дальше предстоит наиболее сложная работа — построение самих учебных модулей.

2. Построение учебных модулей.

Формирование каждого учебного модуля включает следующие действия.

Определение дидактической цели модуля. Эта цель определяется как интегрирующая, объединяющая в себе требования к знаниям, умениям, навыкам и качествам выпускника применительно к модулю, взятому в целом.

Выделение учебных элементов (УЭ) в содержании модуля. Структура модуля определяется посредством выделения:

Определение дидактических целей учебных элементов. Это — частные дидактические цели в отличие от интегрирующей цели как общей для модуля в целом. Они формулируются в каждом УЭ содержания как можно точнее и конкретнее с тем, чтобы можно было выявить степень их достижения в результатах обучения.. В целях обучения должны быть отражены требования к знаниям и умениям, содержащиеся в Образовательном стандарте.

Проектирование дидактического процесса, т.е. учебно-познавательной деятельности учащихся и управления этой деятельностью со стороны преподавателя, необходимое для достижения поставленных целей обучения по каждому учебному элементу модуля. Оно предполагает использование в модуле соответствующих технологий и методик обучения. При этом нужно предусмотреть для каждого учебного элемента модуля практические задания.

Важно создать систему учебных заданий, составленную под уровни усвоения, умения и навыки, обозначенные в целях учебного элемента.

Разработка системы текущего, промежуточного и итогового (выходного) контроля и коррекции познавательной деятельности учащихся. Для оценивания достигнутых результатов обучения предпочтительно использовать рейтинговую систему.

После обобщающего заключения по данному модулю и указанного контроля и коррекции осуществляется переход к следующему. Таким образом, модульное обучение происходит поэтапно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1) Артемов А., Павлов Н., Сидорова Т. Модульно-рейтинговая система//Высшее образование в России, 1999. № 4, с.121-125.

2) Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.

3) Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. Практико-ориентированная монография. Москва—Тюмень, 1997.

4) Третьяков П. И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе. Практико-ориентированная монография. М., 1997.

5) Трофимова З. П. Технология обучения (Методические материалы для преподавателей). Минск, 1995.

6) Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. Методическое пособие. М., 1996.

7) См.: Юцявичене П. А. Основы модульного обучения. Вильнюс, 1989; его же. Теория и практика модульного обучения. Каунас, 1989.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: магиня (06.10.2014)
Просмотров: 4609 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024